Мониторинг динамики состояния аварийности

После каждого отчетного периода, месяца, квартала наступает время подведения итогов и анализа состояния аварийности на любом уровне управления — район, регион и в целом по стране. В большинстве случаев сравнение и анализ результатов проводится с аналогичным периодом прошлого года. Не умаляя значения такого анализа, вместе с тем хочется заметить, что целевые программы «Повышения безопасности дорожного движения» на любом уровне предусматривают достижение показателей состояния аварийности в соответствии с динамикой их снижения, которая утверждена принятой федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах». Таким образом, на любом уровне управления необходимо иметь прогнозируемые показатели состояния аварийности по шести основным видам: ДТП, количество погибших, количество пострадавших, количество ДТП, совершенных водителями со стажем управления до трех лет, количество погибших детей и сокращение количества мест концентрации ДТП. Остальные пять важнейших индикаторов программы, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 100 ^Ж Вестник НЦ БЖД № 4,2010 ^Q. Мониторинг динамики состояния аварийности (с изменениями № 132 от 14.02.2009 г.), являются производными от этих показателей с применением коэффициентов пропорциональности на 10 тыс. транспортных средств и 100 тыс. населения, кроме количества мест концентрации ДТП. Вычисление прогнозируемых значений вышеуказанных показателей для всех муниципальных районов производится на основе распределения средних удельных показателей аварийности в Республике Татарстан по месяцам года за шестилетний период, предшествующий прогнозируемому году. Вместе с тем необходимо отметить, что применять вычисления по средним данным распределения удельных весов по месяцам года за шесть лет вовсе не обязательно, можно брать распределение показателей аварийности на уровне республики и за предшествующий год. Погрешность прогноза не превышает 3%, что для уровня муниципального района и республики вполне достаточно. Для вычисления прогнозируемых значений показателей аварийности приведем в таблице 1 ожидаемую динамику достижения показателей, предусмотренных Программой по сравнению с 2004 годом . Так как в Программе предусмотрено сокращение к 2012 году значения показателей по сравнению с 2004 годом, то, умножая значения показателей состояния аварийности 2004 года на коэффициенты, предусматривающие их выполнение, получим прогнозируемые значения показателей аварийности для вычисления важнейших индикаторов Программы. Для Республики Татарстан эти показатели приведены в таблице 2, точно так же производится вычисление прогнозируемых показателей для любого уровня управления с применением их показателей аварийности 2004 года, принятые в Программе за базовый период. Распределение показателей аварийности по месяцам года происходит в определенной закономерности, подчиняющейся закону нормального распределения, поэтому, определив удельный вес распределения каждого показателя по месяцам года и применяя величины ожидаемых значений показателей на определенный год действия Программы, получим распределение прогнозируемых показателей аварийности по месяцам года. Приведем распределение показателей аварийности по месяцам на 2010 год для Республики Татарстан и для всех муниципальных районов в таблице 3 . Таблица 3 содержит необходимую информацию для сравнительного анализа фактических и прогнозируемых показателей состояния аварийности за любой период 2010 года. В связи с тем, что количественные показатели округлены до целых чисел, значения показателей удельного веса совпадают с точностью до трех знаков после запятой. Сложив прогнозируемые показатели аварийности за каждый месяц, получим прогнозируемые показатели аварийности по нарастанию с начала года, которые поТаблица 1 Динамика достижения показателей Программы20042006200720082009201020112012 Сокращение количества лиц, погибших в ДТП1110,940,880,810,740,667 Сокращение количества лиц, пострадавших в ДТП1110,980,960,940,920,9 Сокращение количества ДТП с пострадавшими1110,980,960,940,920,9 Сокращение количества ДТП с пострадавшими по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает трех лет1110,980,960,940,920,9 Сокращение мест концентрации ДТП1110,980,960,940,920,9 Вестник НЦ БЖД № 4,2010 ^^9. Таблица 2 Динамика достижения показателей Программы20042006200720082009201020112012 Сокращение количества лиц, погибших в ДТП1110,940,880,810,740,667 882882882829776714653588 Сокращение количества лиц, пострадавших в ДТП1110,980,960,940,920,9 79587958795877997640748073217162 Сокращение количества ДТП с пострадавшими1110,980,960,940,920,9 64996499649963696239610959795849 Сокращение количества ДТП с пострадавшими по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает трех лет1110,980,960,940,920,9 902902902884866848823812 Сокращение мест концентрации ДТП1110,980,960,940,920,9 Таблица 3 МесяцыРаспределение прогнозируемых удельных весовых и числовых значений показателей аварийности по месяцам года ПогибшиеПострадавшиеДТПДТП водит, со стажем менее 3-х лет Уд. весКол-воУд. весКол-воУд. весКол-воУд. весКол-во Январь0,0655470,06154600,06143750,056648 Февраль0,0376270,05233910,05323250,04639 Март0,0412290,05414050,05543390,041235 Апрель0,0479340,05934440,06133750,049542 Май0,077550,08366250,08345090,082570 Июнь0,0817580,09567150,09165600,095581 Июль0,1049750,10768050,10436370,106190 Август0,1243890,10687990,10346320,115598 Сентябрь0,1104790,09837350,09886030,113296 Октябрь0,1173840,10317710,10716540,107391 Ноябрь0,0982700,08846610,08935460,095581 Декабрь0,094670,08956690,09075540,090877 Итого1,07141,074801,061091,0848 казаны в таблице 4. Заполняя таблицу 4 фактическими показателями значений аварийности, получаем картину состояния аварийности в сравнении с ожидаемыми показателями, предусмотренными Программой для любого уровня управления. В столбцах, показывающих фактические показатели состояния аварийности при отсутствии фактических данных по причине не наступления данного временного интервала 2010 года, в ячейки вносится цифра 1. Это сделано для того, чтобы в ячейках, отражающих показания значений важнейших индикаторов Программы, введенные формулы были связаны с ячейками, отражающими фактические данные, а число ноль при делении, умножении, как известно, в формулах дает ноль. Далее будет показано, что при показателе числа погибших, пострадавших, количестве ДТП, Вестник НЦ БЖД № 4,2010 ^^9. Мониторинг динамики состояния аварийности Таблица 4 Распределение прогнозируемых и фактических показателей аварийности нарастающим итогом с начала года МесяцыПогибшиеПострадавшиеДТПДТП водит, со стажем менее 3-х лет Прогн.Факт.Прогн.Факт.Прогн.Факт.Прогн.Факт. Январь46404604373753334850 Февраль75688518017006428788 Март104105125612131038960122125 Апрель1411311699159014121258164159 Май1971922324223819211754234242 Июнь25430402481315 Июль33238453118405 Август41746563759503 Сентябрь49353794355599 Октябрь58061505010690 Ноябрь64868115555771 Декабрь71474806109848 Таблица 5 МесяцыRrpRcon.тD 10 тыс. ТСD 3летДетиРан./Пог. прог.фактпрог.фактпрог.фактпрог.фактпрог.фактпрог.фактпрфакт Январь0,510,441,221,069,098,394,123,660,530,551310,010,93 Февраль0,820,751,991,818,17,837,697,050,960,972411,3511,78 Март1,141,152,762,797,657,9711,410,541,341,373512,0811,55 Апрель1,551,443,753,487,667,6115,513,811,81,755712,0512,13 Май2,162,115,245,17,817,921,0919,262,572,6691111,811,65 Июнь2,790,016,750,037,7150,027,240,013,460,011211,971,0 Июль3,640,018,820,037,9550,034,230,014,450,011811,581,0 Август4,580,0111,080,038,2250,041,270,015,520,012511,171,0 Сентябрь5,410,0113,10,038,450,047,810,016,580,012710,911,0 Октябрь6,370,0115,410,038,6250,055,00,017,580,013010,61,0 Ноябрь7,110,0117,220,038,6950,060,990,018,460,013110,511,0 Декабрь7,840,0118,980,038,7150,067,070,019,310,013310,481,0 равном единице, мы получаем значения индикаторов, равные значению единичных коэффициентов. Значения индикатора тяжести последствий равно 50%. В таблице 4 не приведен еще один показатель — количество детей, погибающих в ДТП, для этого индикатора применяются те же коэффициенты, указанные в таблице 1 для количества лиц, погибающих в ДТП, а удельные веса по месяцам определяются на основе статистических данных количества детей, погибших в ДТП за шестилетний период. Необходимо отметить, что производить анализ состояния аварийности и вычисление важнейших индикаторов Программы следует в программе «Excel». В данной программе строится таблица 4 и к ней добавляются столбцы для расчета прогнозируемых и фактических показателей аварийности, приведенные в таблице 5. ^Ж Вестник НЦ БЖД № 4,2010 Введем обозначения применяемых индикаторов для прогнозируемых и фактических показателей : Ятр. — снижение транспортного риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тыс. транспортных средств); R-Соц. — снижение социального риска (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения); Т — снижение тяжести последствий (количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 пострадавших); D 10 тыс. ТС — сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств; D 3 лет. — сокращение количества дорожно-транспортных происшествий по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает трех лет, на 10 тыс. транспортных средств; Дети — сокращение количества детей, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Для вычисления индикаторов Программы Клр., R-Соц., D 10 тыс. ТС, D 3 лет применяются единичные коэффициенты. Единичные коэффициенты являются составной часть формул, выведенных для этих индикаторов. Термин «единичный» означает, что значение каждого определяемого нами индикатора вычисляется по отношению единичного показателя, установленного для этого индикатора к соответствующему коэффициенту на 10 тысяч транспортных средств или на 100 тысяч населения. Дл транспортного и социального риска — один человек. Для количества ДТП с водителями, стаж управления транспортным средством которых меньше 3 лет, и количества ДТП с пострадавшими на 10 тысяч транспортных средств — одно ДТП . Процесс вычисления данных индикаторов сводится к простому умножению абсолютных показателей: количества погибших лиц, количества ДТП с пострадавшими, количества ДТП по вине водителей со стажем управления транспортным средством менее 3-х лет на единичный коэффициент, определенный на 10 тыс. транспортных средств. Индикатор социального риска вычисляется с помощью единичного коэффициента определенного на 100 тыс. населения по следующим формулам: 1. . Rrp = К1трх N 2. . R соц. = К1соц. х N 3. . Т = К1тяж. х 100; 4. D3 = К1вод.З л. х Ндтп.З 5. D = К1дтп х ]Чдтп Обозначения индикаторов были объяснены ранее, поясним следующие коэффициенты, применяемые в формулах: • ·К1тр — единичный коэффициент транспортного риска; • ·К1соц. — единичный коэффициент социального риска; • ·К1тяж. — единичный коэффициент тяжести последствий; • ·К1вод. Зл. — единичный коэффициент количества ДТП на 10 тыс. транспортных средств по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает трех лет; • ·К1дтп — единичный коэффициент количества ДТП с пострадавшими на 10 тыс. транспортных средств; • ·N — прогнозируемое и фактическое количество лиц, погибших в результате ДТП; • ·1Чдтп, 1Чдтп.З — общее количество ДТП и количество ДТП по вине водителей со стажем управления транспортным средством менее 3-х лет, в которых пострадали люди . Порядок вычисления показателей аварийности в программе «Excel» следующий: 1) ) построить таблицу 4, совмещенную с таблицей 5; 2) ) ввести все прогнозируемые показатели аварийности; 3) в столбцы, показывающие фактические данные аварийности, ввести эти данные или цифру 1; 1)1) ^Ж Вестник НЦ БЖД № 4,2010 ^Q. Мониторинг динамики состояния аварийности 4) в ячейки, показывающие вычисляе мые значения индикаторов, прогнозиру емые и фактические, ввести формулы этих индикаторов. Формула записывает ся следующим образом: (=D7*0,010978575), знак «=» водится с клавиатуры, номер ячейки показывает прогнозируемое или фактическое значение количества лиц, погибших в ДТП для Ятр. и Ясоц. Коли чество ДТП общее и по вине молодых водителей для D 10 тыс. ТС и D 3 лет. * Знак умножения. (0,010978575) число вое значение единичного коэффициента в расчете на 10 тыс. транспортных средств. (0,026465528) числовое значе ние единичного коэффициента в расче те на 100 тыс. населения; 5) после создания формулы в ячейке любого индикатора, показывающего про гнозируемые или фактические значения, нажимаем клавишу «Enter»; 6) достаточно заполнить первую строку формул индикаторов таблицы, а затем ско пировать ее вдоль столбцов; 7) значения единичных коэффициен тов в формулы можно вводить вручную, а также производить вычисления с исполь зованием ссылок на ячейки, в которых по мещены единичные коэффициенты. Вычисление значений данных коэффициентов для Республики Татарстан производится по статистическим данным: на 1 января 2010 года количество транспортных средств составляло 910865 единиц, в расчете на 10 тысяч транспортных средств получаем коэффициент 91,0865; численность населения составила 3778504 человека, в расчете на 100 тысяч населения получаем коэффициент 37,78504. Определим единичные коэффициенты для всех указанных индикаторов: 1) ) для транспортного риска (1/91,0865= 0,010978575); 2) для социального риска (1/37,78504= 0,026465528); 3) ) для количества ДТП по вине водителей, стаж управления транспортным средством которых не превышает 3-х лет, и количества ДТП с пострадавшими в обоих случаях на 10 тысяч транспортных средств (1/91,0865=0,010978575). Единичные коэффициенты для транспортного риска и количества ДТП (для двух вариантов) равнозначны, так как для этих единичных индикаторов применяется одинаковый коэффициент транспортных средств на 10 тысяч единиц; 4) Определим единичный коэффициент индикатора тяжести последствий, по определению в Программе тяжесть последствий является относительным показателем количества лиц, погибших в результате ДТП, на 100 пострадавших, выражается в процентах. Т = х 100 Nnor. + NpaH. Преобразуем формулу в другой вид 1 Nnor. Т = х 100 1 + NpaH. Nnor. 1 Частное NpaH. / Nnor. будем считать относительным показателем отношения количества раненых к количеству погибших в результате дорожно-транспортных происшествий и обозначим Кран. / пог, тогда формула индикатора тяжести примет вид: Т = х 100 1 + Кран. / пог. Принимая вместо 100 коэффициент равный 1 (единице), получаем единичный коэффициент тяжести последствий. К1тяж. = 1 1 + Кран. / пог. (единич. коэффиц. тяж. последствий) Необходимо понимать различия между единичным коэффициентом тяжести (К1тяж.) и индикатором тяжести последствий (Т), чем больше относительный показатель отношения количества раненых к количеству погибших, тем меньше коэффициент тяжести и наоборот. Индикатор тяжести последствий изменяется от 1 до 100 процентов. При равенстве количества раненых и погибших он равен 50 проВе